Программа Здоровье

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 45»
ИНН 6606012774, КПП 668601001
624086 Свердловская область, ГО Верхняя Пышма, п. Красный,
ул. Проспектная, д. 3; тел. 8(34368)61-2-95
эл.почта: madoo45@mail.ru сайт: https://45vp.tvoysadik.ru/

ПРОГРАММА
«Здоровье»
по здоровьесберегающей деятельности
В Муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении
«Детском саду № 45»
на 2025 -2031 гг.

Программа "Здоровье" по здоровьесберегающей деятельности МАДОУ «Детский сад № 45» (далее –
Программа «Здоровье») разработана коллективом МАДОУ «Детский сад № 45» (далее – Учреждение) в
силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к
комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников Учреждения, определяет основные
направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы в течение трех лет.

1. Пояснительная записка
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда
ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования,
соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при
отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития,
высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты научных исследований
свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15- 20%. По данным Министерства
здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только 13% детей могут считаться здоровыми, а к
моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза.
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы,
тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его
физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования
растущего организма. Исследования М.Д.Маханевой, В.Г.Алямовской свидетельствуют о том, что
современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество
движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду,
и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в
тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает
их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой
нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты,
ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное
влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение
жира, способствует заболеванию детей ожирением
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада, является сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения Детский сад № 45 определил пути своего
дальнейшего развития. В настоящее время в Учреждении прослеживается тенденция личностноориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду
обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития
2

детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Программа «Здоровье» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно –
оздоровительной работы в Учреждении:

− анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в
инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);

− научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в
Учреждении);

− материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
− финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
− комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного
ребенка);

− анализ результатов физической подготовленности детей;
− характеристика физкультурно – оздоровительной работы в Учреждении (занятия, кружки, внедрение
системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая программу «Здоровье», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система
оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически
входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного
воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие
детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых
педагогических технологий.
Программа «Здоровье», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного
учреждения – это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически,
всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного
достоинства, педагогов и родителей. Наша программа направлена на воспитание основ культуры
здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного
поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо
всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа «Здоровье» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями,
узкими специалистами Учреждения содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные
методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и
инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

1.1. Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей
3

ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Реализация программы предусматривает решение следующих задач:

1. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального
здоровья участников образовательного процесса.

2. Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально- технические условия
для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их
познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в инновационном
здоровьесберегающем пространстве Учреждения.

3. Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи и
Учреждении на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.

1.2. Объекты программы:

− Дети Учреждении;
− Педагогический коллектив;
− Родители (законные представители) детей, посещающих Учреждении.
1.3. Основные принципы программы:

− научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно
обоснованными и практически апробированными методиками)

− доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными
особенностями детей);

− активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в
поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

− сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
− систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно,
систематично, а не от случая к случаю);

− целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной
цели);

− оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
1.4. Основные направления программы:

➢ Профилактическое:
− обеспечение благоприятного течения адаптации;
− выполнение санитарно-гигиенического режима;
− решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
4

− проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
➢ Организационное:
− организация здоровьесберегающей среды в Учреждении;
− определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
− изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей,
отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

− систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров:
− пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
1.5. Временные рамки и основные этапы реализации программы.

I этап.–организационно-мотивационный.
Координация деятельности педагогов и родителей Учреждения на основе общей цели, направленной на
комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях
дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

II этап. –основной.
Реализация основных направлений деятельности Учреждения по здоровьесбережению.

III этап.– итогово -аналитический.
Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации
программы, определение новых ближних и дальних перспектив.
Измерение

промежуточных

результатов

реализации

Программы

здоровьесбережения

производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением
итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями.
Диагностические данные будут оформляться в «Журнал здоровья групп».
2. Разделы программы.
Программа реализуется через следующие разделы:

1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с родителями.
2.1. Работа с детьми.
№
1.
2.

Формы и методы

Содержание

здорового− щадящий режим (адаптационный период);
− гибкий режим.
Физические упражнения − утренняя гимнастика;

Обеспечение
ритма жизни

− физкультурно-оздоровительные занятия;
5

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

подвижные и динамические игры;
спортивные игры;
пешие прогулки (походы, экскурсии).
умывание;
мытье рук;
обеспечение чистоты среды;
занятия с водой (центр вода и песок);

развлечения, праздники;
игры-забавы;
дни здоровья.

3.

Гигиенические и водные
процедуры

4.

Световоздушные ванны

5.

Активный отдых

6.

Витаминотерапия

−
−
−
−

7.

Диетотерапия

− рациональное питание.

8.

Светотерапия

− обеспечение светового режима.

9.

Музыкотерапия

− музыкальное

10.

Закаливание

11.

Пропаганда
образа жизни

−
−
−
−
−
здорового−
−
−
−

проветривание помещений;
сон при открытых фрамугах;
прогулки на свежем воздухе;
обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

витаминизация напитков.

сопровождение
моментов;
музыкальное оформление фона занятий;
музыкально-театральная деятельность.
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
игровой массаж.
экологическое воспитание;
периодическая печать;
курс бесед;
специальные занятия.

2.1.1.
Полноценное питание.
Принципы организации питания:

− выполнение режима питания;
− гигиена приёма пищи;
− ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности
питания;

− эстетика организации питания(сервировка);
6

режимных

− индивидуальный подход к детям во время питания;
− правильность расстановки мебели.

2.1.2.
1.

Система эффективного закаливания.

− закаливающее воздействие органично вписывается в

Основные
Факторы
закаливания

−
−
−

2.

Комплекс закаливающих −
мероприятий
−

−
−
−

3.

Методы оздоровления:

В детском

саду

−
−
−
−

каждый элемент режима дня;
закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по
интенсивности;
закаливание проводится на фоне различной двигательной
активности детей на физкультурных занятиях, других
режимных моментах;
закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне
и при тепловом комфорте организма детей;
соблюдение температурного режима в течение дня;
правильная организация прогулки и её длительности;
соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом
индивидуального состояния здоровья детей;
облегченная одежда для детей в детском саду;
дыхательная гимнастика после сна;
ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);
хождение босиком по спортивной площадке(летом);
релаксационные упражнения с использованием
музыкального фона (музыкотерапия).

проводится

следующий

облегченная одежда детей, соблюдение сезонной

комплекс

закаливающих

одежды детей

на

мероприятий:

прогулке

с

учетом их индивидуального состояния и состояния погоды, соблюдение температурного режима в
течение дня, корригирующая гимнастика после сна, стопотерапия, мытье прохладной водой рук по
локоть, шеи, занятия в бассейне (начиная с младшей группы), полоскание рта после каждой еды,
утренняя гимнастика (в теплый период на свежем воздухе) в течение года, оздоровительный бег
(старшие, подготовительные группы), одно физкультурное занятие на улице (в зимний период),
организация прогулки, утренний прием детей на улице в теплое время года, солнечные ванны.
Схема закаливания детей (по системе М.Д. Маханевой)
Закаливающие
процедуры

Межсезонный период
ранний возраст
младший возраст
1-3 года
3-4 года

7

средний возраст
4-5 лет

старший возраст
5-7 лет

1-я
группа
Прогулка2 раза в день до
4
в первой и во второй часов
половине дня
Утренняя гимнастика не
в облегченной форме
ниже
19*С
Воздушные ванны
1820*С
2-8
мин.
Хождение босиком
18по профилактической 20*С
дорожке
5 мин.
Обширное обливание 30(лицо, шея, кисти рук) 28*С
Полоскание полости рта
Закрытый
плавательный бассейн

Закаливающие
процедуры

2-я
группа
до
4
часов

1-я
группа
до
4
часов

2-я
1-я
2-я
1-я
группа
группа
группа
группа
до
4 до
4 до
4 до
4
часов
часов
часов
часов

2-я
группа
до
4
часов

не
ниже
19*С
20*С
2-5
мин.

не
ниже
19*С
1618*С
2-10
мин
1618*С
5 мин.
2826*С
28*С

не ниже не ниже не ниже не
19*С
19*С
19*С
ниже
19*С
18*С
16-18*С 18*С
162-7 мин 2-12
2-9 мин. 18*С
мин.
2-15
мин
18*С
16-18*С 18*С
165 мин.
5 мин.
5 мин.
18*С
5 мин.
28*С
28-26*С 28*С
2524*С
28*С
28*С
28*С
28*С

не ниже
19*С

20*С
5 мин.
30*С

вода
2634*С

ранний возраст
2-3 года

1-я
группа
Прогулка2 раза в день до
в первой и во второй 15*С
половине дня
без
ветра
до
4
часов
Утренняя гимнастика не
в облегченной форме
ниже
19*С
Воздушные ванны
1820*С
2-8
мин.

2-я
группа
до
15*С
без
ветра
до 3,5
часов
не
ниже
19*С
20*С
25мин.

вода 26- вода 26- вода 2634*С
34*С
34*С
сокраща
сокраща
ется
ется
время
время
Зимний период
младший возраст средний возраст
3-4 года
4-5 лет
1-я
группа
до
15*С
без
ветра
до
4
часов
не
ниже
19*С
1618*С
2-10
мин.

2-я
группа
до -15*С
без
ветра до
3,5 часов

2-я
группа
до -18*С
без
ветра до
3,5 часов

18*С
5 мин.
25*С
28*С
вода 2634*С
сокраща
ется
время

старший возраст
5-7 лет

1-я
группа
до
20*С
без
ветра
до
4
часов
не ниже не ниже не ниже не
19*С
19*С
19*С
ниже
19*С
18*С
16-18*С 18*С
162-7 мин. 2-12
2-9 мин. 18*С
мин.
2-15
мин
8

1-я
группа
до -18*С
без
ветра до
4 часов

вода
2634*С

18*С
2-10 мин

2-я
группа
до -20*С
без
ветра до
3,5 часов

не ниже
19*С
18*С
2-10 мин

Хождение босиком
по профилактической
дорожке
Обширное обливание
(лицо, шея, кисти рук)
Полоскание полости
рта
Закрытый
плавательный бассейн

Закаливающие
процедуры

20*С
5 мин.

20*С
5 мин.

18*С
5 мин.

18*С
5 мин.

18*С
5 мин.

18*С
5 мин.

18*С
5 мин.

18*С
5 мин.

3028*С
-

30*С

2826*С
28*С

28*С

28-26*С

28*С

25*С

28*С

28*С

28*С

2524*С
25*С

-

-

вода
2634*С

вода 2634*С
сокраща
ется
время

-

ранний возраст
2-3 года

вода
2634*С

вода 26- вода 26- вода 2634*С
34*С
34*С
сокраща
сокраща
ется
ется
время
время
Летний период
младший возраст средний возраст
3-4 года
4-5 лет

25*С

старший возраст
5-7 лет

1-я
группа
Прогулка2 раза в день от 4,5
в первой и во второй часов
половине дня
Утренняя гимнастика не
в облегченной форме
ниже
19*С
Солнечные ванны
2-30
мин. от
22*С
Воздушные ванны
22*С
8-10
мин.

2-я
группа
от
4
часов

1-я
группа
от 4,5
часов

2-я
1-я
группа
группа
от
4 от
4,5
часов
часов

2-я
1-я
группа
группа
от
4 от 4,5
часов
часов

2-я
группа
от
4
часов

не
ниже
19*С
2-20
мин. от
24*С
22*С
8 мин.

23*С
2-15
мин.
30*С

не ниже не ниже не ниже не
19*С
19*С
19*С
ниже
19*С
2-20
2-30
2-20
2-30
мин. от мин. от мин. от мин. от
22*С
20*С
22*С
20*С
20-22*С 20-22*С 20-22*С 1810 мин.
10-20
10-15
20*С
мин.
мин.
10-30
мин
23*С
22*С
22*С
22*С
2-20
2-30
2-20
2-30
мин.
мин.
мин.
мин.
28*С
28-26*С 28*С
2524*С
28*С
28*С
28*С
25*С

не ниже
19*С

Хождение босиком
по профилактической
дорожке
Обширное обливание
(лицо, шея, кисти рук)
Полоскание полости
рта
Игры с водой

не
ниже
19*С
2-30
мин. от
20*С
2022*С
10-15
мин.
23*С
2-30
мин.
2826*С
28*С

23*С
2-25
мин.
3028*С
-

-

2-30
мин. от
22*С
18-20*С
10-20
мин
22*С
2-25
мин.
25*С
25*С

15-30
15-20
30 мин. 20 мин.
30 мин.
20 мин.
30 мин. 20 мин.
мин.
мин.
Примечание: 1-я группа закаливания - все здоровые дети и ранее принимающие меры закаливания;
2-я группа закаливания – дети после отпуска, после болезни и дети с отклонениями в состоянии
здоровья.
9

2.1.3.

Организация рациональной двигательной активности.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил
организма ребёнка, ход его физического развития, содействует
овладению необходимыми движениями.
1.

Основные
− физическая нагрузка адекватна возрасту, полу
принципы
ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и
организации
здоровья;
физического
− сочетание двигательной активности с
воспитания в детском общедоступными закаливающими процедурами;
саду
− медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная
медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

2.

Формы организации
физического
воспитания

3.

Физкультурные
традиционные;
занятия
игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой
разнообразны
интенсивности.
по форме и
содержанию
в − сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления,
например, «Путешествие в весенний лес» и др.;
зависимости от задач
− Тематические занятия: «Осень в гости к нам при- шла»;они могут
быть с одним предметом, например,
«Поиграй со мной, дружок» (мяч);
− занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений,
элементов спортивных игр;
− занятия –походы;
− занятия в форме оздоровительного бега;
− музыкальные путешествия – тесная интеграция
музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают
их голосам, повадкам;
− Занятия на «экологической тропе».

физические занятия в зале и на спортивной площадке;
туризм (прогулки –походы);
дозированная ходьба;
оздоровительный бег;
физкультминутки;
физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
утренняя гимнастика;
индивидуальная работа с детьми.

10

Примерный двигательный режим
Формы организации

Особенности организации и длительность
группа
группа
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовит.гр
раннего
раннего
группа
группа
группа
уппа
возраста
возраста
3-4 года
4 -5 лет
5 -6 лет
6 -7 лет
1-2 года
2-3 года
1. Организованная образовательная деятельность «Физическая культура»
Физическая культура в 3 раза в 3
раза
в 3
раза
в 2 раза в неделю 2
раза
в 2
раза
в
помещении
неделю
неделю
неделю
20 мин
неделю
неделю
10 мин
10 мин
15 мин
25 мин
30 мин
Физическая культура
1 раз в неделю
1
раз
в 1разв неделю
на улице
20 мин
неделю
30 мин
25 мин
Музыка
2 раза в 2
раза
в 2
раза
в 2 раза в неделю 2
раза
в 2
раза
в
(часть занятия)
неделю
неделю
неделю
7 мин
неделю
неделю
3-5 мин
5 мин
5 мин
9 мин
11 мин
2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
Утренняя гимнастика
Ежедневно
10 мин
10мин
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
Подвижные игры
Ежедневно не менее 3 раз в день
3-5 мин
6-10 мин
10-15 мин
15-20 мин
15-20 мин
15-20 мин
Спортивные
игры,
Целенаправленное обучение на каждой прогулке
упражнения
Физические упражнения
Ежедневно на прогулке
3-5 мин
5-8 мин
8 мин
8-12 мин
12-16 мин
16 мин
Физкультурная минутка (в 1-3 мин
1-3 мин
Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и
середине статистического
содержания занятия
занятии)
3-5 мин
3-5 мин
3-5 мин
3 -5 мин
Двигательные игры под
1 раз в неделю
музыку
3-5 мин
5-10 мин
10- 15 мин
15 мин
15 -20 мин
20 мин
Гимнастика
после
Ежедневно
дневного сна
5-10 мин
5-10 мин
15 мин
15 мин
15мин
15 мин
Занятия в бассейне
1
раз
в 1 раз в неделю
1 раз в неделю
1разв
неделю
20 мин
25мин
неделю
15 мин
30 мин
Инд
и
подгрупповая
Ежедневно во время дневной и вечерней прогулки
работа
по
развитию 3-5 мин.
3-5 мин
5-7 мин
7-10 мин
10 мин
15 мин
движений
3. Активный отдых
Физкультурный досуг
1 раз в месяц
15 мин
20 мин
25 мин
40 мин
40 мин
Физкультурный праздник
1-2 раза в год
40 мин
50 мин
60 мин
День здоровья
2 раза в год (сентябрь /май)
Самостоятельная двигательная деятельность
Самостоятельное
Ежедневно под наблюдением воспитателя в помещении и на прогулке
использование
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

11

физкультурного
и
спортивного
игрового
оборудования
Самостоятельная
физическая активность в
помещении
Самостоятельные
подвижные и спортивные
игры на прогулке

Ежедневно под наблюдением воспитателя в помещении
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей
Ежедневно под наблюдением воспитателя в помещении и на прогулке
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Организации физического воспитания направлена на улучшение здоровья и физического
развития,

расширение

функциональных

возможностей

детского

организма,

формирование

двигательных навыков и двигательных качеств.
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с
учетом здоровья, возраста детей и времени года. Используются следующие

формы двигательной

деятельности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе,
физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия
на тренажерах, плавание и другие.
Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь
физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
Физическое развитие детей первого года жизни организуется в форме индивидуальных занятий,
включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.
Реализация основной образовательной программы для детей первого года жизни проводится с
каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после
еды. Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6-10 минут.
С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной
образовательной программы осуществляются по подгруппам 2 -3 раза в неделю. С детьми второго года
жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом
помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от
3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию
зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,- в средней группе - 20 мин.,- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет организованы занятия по физическому развитию детей на
открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и
наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

12

Один раз в неделю для воспитанников, начиная с младшего возраста, проводится занятие по
плаванию в бассейне.
Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей составляет:
•

в младшей группе — 15 минут,

•

в средней группе — 20 минут,

•

в старшей группе — 25 минут,

•

в подготовительной группе -30 минут.

Занятия с детьми в бассейне проводятся только при наличии разрешения врача.
Прогулка после плавания в бассейне организуется

не ранее чем через 50 минут, в целях

предупреждения переохлаждения детей.
Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности и
профилактики утомления в детском саду проводятся ежедневные прогулки.
Для детей 3–7 лет продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 часа.
На прогулке созданы все условия (спортивно-игровое оборудование, спортивные принадлежности)
для самостоятельной двигательной активности детей.
В структуре прогулки обязательно предусмотрены подвижные и спортивные игры, спортивные
упражнения.
Система

закаливания

разрабатывается

и

периодически

корректируется

медицинскими

работниками и педагогами в соответствии с имеющимися условиями. Основной принцип закаливания –
постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедур. Система
включает:
- специальные закаливающие процедуры;
- закаливание с помощью естественных природных средств.
В летний период проводятся солнечные и воздушные ванны.
- Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды воспитанников.
- Сквозное проветривание в холодный период года проводится кратковременно (5-10 мин.) без
воспитанников. В теплый период – в течение всего времени при отсутствии воспитанников в помещении.
– Утренняя гимнастика проводится ежедневно: в холодное время – в зале, в теплое время – на
улице. Одежда облегченная.
- Во время дневного сна обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды,
температурой воздуха в помещении.
- В жаркие дни- обливание водой. При проведении закаливающих мероприятий учитываются
индивидуальные особенности состояния ребенка, медицинские противопоказания и эмоциональный
настрой.
13

Работа с детьми в летний оздоровительный период организуется следующим образом. Ежедневно
воспитатели организуют самостоятельную (игровую, трудовую – 20 мин в день, коммуникативную,
познавательно-исследовательскую,

продуктивную,

музыкально-художественную,

двигательную,

чтение) деятельность детей на прогулочных участках, в соответствии с планом работы с детьми в летний
оздоровительный период. Ежедневно проводятся оздоровительные и закаливающие мероприятия:
утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, индивидуальная работа по формированию у детей
основных движений и физических качеств.
Ежедневно воспитатели проводят индивидуальную работу с детьми в разных видах деятельности,
направленную на улучшение здоровья и расширение функциональных возможностей детского
организма.
Еженедельно воспитатели организуют и проводят спортивные развлечения для формирования
двигательных навыков и двигательных качеств у детей
2.1.4.

Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи
(четырехразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на
свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады:
оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений,
достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных
впечатлений.
Достаточный по продолжительности дневной сон детей.
Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Санитарно –
просветительская работа с сотрудниками и родителями.
Эффективному решению задачи сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития
способствует реализация системы физкультурно-оздоровительной работы.
2.1.5. Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.
Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой
задачи, которая осуществляется по следующим
направлениям:

1. привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
2. обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
3. формирование элементарных представлений об окружающей среде;
14

4. формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
5. развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
6. формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
7. выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои
состояние и ощущения;

8. обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
9. вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных
жизненных ситуациях.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы
необходимые условия:

− сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку;
− отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и
взаимопонимания, сотрудники положительно оценивают сложившиеся
отношения в коллективе;

− развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей,
педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных
комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;

− в группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети
могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от
шума, расслабиться на диванчике;

− эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения
разнообразных,

интересных

и

увлекательных

развлечений,

тематических

досугов,

праздников. большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп.
проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические
мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Зимняя Олимпиада», «Масленица»,
«Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.;

− снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию,
построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому ребёнку,
совместная деятельность взрослого и ребёнка;

− появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации,
режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник –актёр;

− большая роль в псих коррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего,
15

классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику
ребёнка(успокаивает).
2.1.6. Лечебно-профилактическая работа.
Осуществляют медицинская сестра детского сада, инструктор по физической культуре,
старший воспитатель, воспитатели.
Она включает в себя:

− физкультурные занятия босиком;
− подвижные игры и физические упражнения на улице;
− дыхательная гимнастика после сна;
− спортивные игры и соревнования;
− элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
2.1.7. Летняя оздоровительная работа.
Формы организации оздоровительной работы:

− закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в
трусиках, ходьба босиком;

− физкультурные занятия в природных условиях (на лугу, спортивной площадке);
− туризм (походы, экскурсии);
− физкультурные досуги и развлечения;
− утренняя гимнастика на воздухе;
− витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
2.2. Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению
соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих
принципах:

− актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них
главная социальная роль;

− просветительная работа по направлениям программы «Здоровье» ит.д.;
−

консультации

воспитателей

по

сохранению

собственного

здоровья,

проигрываниеснимивозможныхпроблемныхситуаций:больнойпедагог–
здоровыйвоспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог –
больной воспитанник;
16

− обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом,
социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам
личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:

− Знакомство и внедрение в практику работы Учреждения новых программ, технологий в
области физического воспитания детей дошкольного возраста.

− Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
− Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев
комплексной оценки состояния здоровья.

− Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
− Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную,
психологическую, семейную среду и экологию места обитания.

− Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно –
гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.

− Разработка и внедрение

педагогических, валеологических и медицинских методов

коррекции.

− Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
Пропаганда здорового образа жизни.

− Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических
занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности
за своё здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:

− Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих
навыков здорового образа жизни.

− Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по
физкультуре, в перерывах между занятиями, использование
физкультурных минуток, включение элементов пальчиковой гимнастики на развивающих
занятиях.

− Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально –
значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической
личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять
творчество, инициативу, фантазию.
17

− Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
− Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
− Беседы, валеологические занятия.
2.3. Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового
ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны
решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических
проблем развития ребёнка.

5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги,
консультации, семинары.

6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и
психологической среды в семье.

7. Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Формы работы с родителями:

➢ Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
➢ Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по
проблемам.

➢ Дни открытых дверей.
➢ Экскурсии по детскому саду для вновьприбывших.
➢ Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и
вновьприбывших).

➢ Совместные занятия для детей и родителей.
➢ Круглые столы с привлечением специалистов детского сада ( инструктора по
физической культуре, медицинской сестры).

➢ Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи:
18

− структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование,
профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль
общения);

− основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость,
ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или
невнимание ит.п.);

− стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или
отрицательные, причины семейных конфликтов;

− социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном
процессе, наличие желания воспитывать ребёнка;

− воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры,
подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:

➢ Анкета для родителей.
➢ Беседы с родителями.
➢ Беседы с ребёнком.
➢ Наблюдение за ребёнком.
➢ Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
➢ Посещение семьи ребёнка.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с
родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с
заболеваниями бронхолёгочной системы.

5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
7. О питании дошкольников.
8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
10.Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
19

11.Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их
влияние на здоровье детей.

13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка
14.План работы с родителями на ближайшие 3года.

15. Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья»,
туристических походов, праздников, субботников.

16. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров –
практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.

17. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений
«Что умею сам – научу детей».

18. Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической
пропаганды здорового образа жизни.

19. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы,
выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
2.4.Ожидаемые результаты реализации программы.

1) Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного
образовательного учреждения:

➢ улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
➢ успешное освоение образовательной программы воспитанниками Учреждения ежегодно
не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;

➢ рост компетентности педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего
процесса в инновационном режиме на 100%;

➢ активизация

родителей

здоровьесберегающей

к

совместной

деятельности

и

с

образовательным

использованию

учреждением

эффективных

форм

здоровьесбережения в семье - не менее 93%.

2) Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
3) Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
4) Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации
индивидуального подхода.

5) Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению
и воспитанию.
20

6) Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении
здоровья дошкольников.

7) Повышение квалификации педагогов детского сада.
8) Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья,
питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной
активности.

3. Кадровое обеспечение программы «Здоровье».
Заведующий Учреждения:

➢ общее руководство по внедрению программы «Здоровье»;
➢ ежемесячный анализ реализации программы;
➢ контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Заместитель заведующего по ВОР:

➢ нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации
программы «Здоровье»;

➢ контроль за реализацией программы «Здоровье».
Заведующий хозяйством:

➢ обеспечение условий для предупреждения травматизма в Учреждении;
➢ создание материально – технических условий;
➢ контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно –
гигиенических условий
Инструктор по физической культуре:

➢ определение показателей двигательной подготовленности детей;
➢ физкультурные занятия;
➢ закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах,
утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).

➢ внедрение здоровьесберегающих технологий
➢ профилактика отклонений физического развития
➢ включение в физкультурные занятия:
➢ упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия
➢ дыхательных упражнений
➢ облегченная одежда детей
➢ проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья
21

➢ пропаганда здорового образа жизни
Воспитатели, учителя-логопеды

➢ внедрение и реализация здоровьесберегающих технологий;
➢ пропаганда здорового образа жизни;
➢ дыхательная гимнастика;
➢ проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
-закаливания
-дыхательной гимнастики
-кинезиологических упражнений
-самомассажа
упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки

➢ пропаганда методов оздоровления в коллективе детей
Повар

➢ контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;
Младший воспитатель:

➢ соблюдение санитарно – охранительного режима;
➢ помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.
Медицинская сестра:

➢ утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
➢ определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития,
критериев здоровья;

➢ составление индивидуального плана реабилитации;
➢ гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей;
➢ дыхательная гимнастика.
➢ пропаганда здорового образа жизни
➢ организация рационального питания детей
4.1Социальный эффект от реализации программы
Подготовка определённого спектра авторских программ и инструктивно- методических
материалов по организации инновационной здоровьесберегающей деятельности, способных
удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с
точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать Учреждение как образовательное
22

учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг,
демонстрирующее социальную значимость и ценность работы на внутренние и внешние целевые
аудитории.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».